Что такое тормозные колодки, и для чего они нужны?

Дата: Травень 02, 2021

Тормозные колодки – один из основных элементов тормозной системы автомобиля. Процесс торможения происходит благодаря трению тормозной колодки о поверхность тормозного диска либо тормозного барабана. Соответственно, колодки делятся на два типа – барабанные и дисковые. От качества тормозных колодок зависит комфорт и эффективность торможения вашего автомобиля, срок службы самих колодок и равномерность износа тормозных дисков или барабанов.

Виды и характеристики тормозных колодок.

Тормозная колодка состоит из металлического основания и фрикционной накладки, которая непосредственно принимает участие в процессе торможения. Основой данной накладки является армирующий компонент. В зависимости от состава этого компонента, колодки бывают следующих типов:

У каждого производителя своя рецептура фрикционной смеси для тех или иных колодок. Рецептуры – это компромисс между недостатками и преимуществами колодок. Оксиды металлов увеличивают коэффициент трения, графит позволяет избежать «прилипание» колодки к диску или барабану при торможении.

Как правило, в бюджетных колодках используется смесь органических и не органических соединений, при этом выдерживается баланс коэффициента трения, износостойкости и цены. В премиум-сегменте производители добавляют в состав фрикционной смеси искусственный графит, карбоновые и кевларовые волокна. Некоторые производители помимо фрикционных накладок снабжают колодки антишумными накладками и фасками для снижения уровня шума в процессе торможения.

Читайте также:Тормозные колодки для ВАЗ, ГАЗ, ЗАЗ

В зависимости от нагрузок, которые испытывают тормозные колодки, они отличаются теплопроводностью (рабочая температура до +300-350 градусов цельсия) и коэффициентом трения (0,25-0,35 – у бюджетных колодок, и 0,35-0,5 – у премиум-сегмента).

Когда необходимо менять тормозные колодки?

Сейчас многие производители для оповещения об износе колодок (стертости фрикционной накладки) ставят на них электронные (при износе зажигается световой индикатор на панели управления) либо механические (издают скрип/писк при износе) датчики износа (металлические скобы). Также об износе тормозных колодок говорят следующие факторы: увод автомобиля в сторону при торможении, вибрация педали тормоза, педаль тормоза нажимается гораздо мягче.

Не ставьте новые тормозные колодки на сильно изношенные тормозные диски, это может привести к ухудшению тормозных свойств, к писку и скрежету колодок при торможении, а также к очень быстрому их износу.

В среднем, у большинства автомобилей, передние тормозные колодки изнашиваются за 30-50 тысяч км. пробега, в то время, как задние за 120 тысяч. На современных же авто срок службы передних тормозных колодок не отличается от срока службы задних. При уменьшении толщины фрикционной накладки до 1,5-2 мм. тормозная колодка требует замены.

Никогда не затягивайте с заменой тормозных колодок, например чтобы провести их замену вместе с плановым ТО.

Если ваши колодки сотрутся до металла, то прийдется менять также и тормозные диски или барабаны, чего лучше не допускать. Если старые тормозные колодки изношены неравномерно, то необходимо обратить внимание на состояние направляющих втулок суппорта, их пыльников и поверхностей скоб, по которым плавают тормозные колодки.

Читайте также:Колодки тормозные в Украине

Замену тормозных колодок передней или задней оси следует производить парой (левую и правую), иначе при торможении автомобиль будет уходить в сторону. Никогда не устанавливайте на одну ось разные колодки, или колодки разных партий производства, даже если это колодки одного производителя. Из-за разных свойств фрикционных накладок возможен «увод» авто в сторону при торможении.

Будьте внимательны сразу после замены колодок

Хотим обратить ваше внимание на то, что в начале своей эксплуатации новые тормозные колодки тормозят хуже старых, поэтому для нормального торможения колодки должны немного притереться. Если происходила замена и тормозных колодок и дисков/барабанов, то этот период составит 30-100 км., а если менялись только колодки, то притирка будет проходить 2-3 дня. Полная же притирка колодок проходит за 500-800 км. пробега.

В начале притирки, первые 200 км, вы можете слышать легкий скрежет или писк, в этот период старайтесь без особенной надобности сильно и резко не надавливать на педаль тормоза.

Если после всего срока притирки при торможении все равно слышен посторонний звук, обратитесь на СТО, возможно, что на тормозном диске были сильные царапины, и он подлежит замене. Будьте особенно внимательны при торможении, выезжая с СТО после замены тормозных колодок.

На что обратить внимание при покупке?

На упаковке должна быть маркировка знака качества E9, R90 или 90R согласно европейского сертификата ECE. При покупке тормозных колодок обращайте внимание на то, что на самой колодке допустимы неглубокие трещины не более 2 мм. Фрикционная часть должна плотно прилегать к металлической пластине и не должна включать в себя инородные частицы, при этом допустимы мельчайшие сколы краев. Обращайте внимание на наличие датчика износа тормозных колодок, электронного или механического.

На каких тормозных колодках остановить свой выбор?

При выборе тормозных колодок мы советуем Вам отталкиваться от предпочтения по бренду, вашего стиля вождения, предыдущего опыта использования колодок (мягкие/жесткие), ну и суммы, которую готовы потратить на приобретение. Например, тормозные колодки Ferodo, Textar и Brembo – выбор поклонников спортивного стиля вождения авто, а тормозные колодки Bosch, Remsa, Roadhouse, TRW и ATE предпочитают любители классического стиля вождения в условиях города. Бюджетными же тормозными колодками считаются колодки следующих производителей: ABE, JP Group, LPR, Delphi.

Читайте также:Купить колодки тормозные

На первый взгляд, из-за огромного ассортимента тормозных колодок на рынке, остановить свой выбор на чем-то конкретном довольно сложно. Исходя из этого, мы рекомендуем принимать сбалансированное решение на основе своего опыта вождения и рекомендаций наших специалистов, которым можно доверять со 100% уверенностью.

  1. Полуметаллические . Фрикционная смесь таких колодок состоит из 30-65% металла (железо, медь или графит), который смешан с неорганическими материалами и модификаторами трения. Такой тип колодок наиболее долговечен, с хорошей теплоотдачей. Минусом является увеличенное влияние на износ тормозного диска или барабана и могут создавать шум при торможении.
  2. Безасбестовые (органические) . Фрикционная смесь таких колодок состоит из соединений углерода, стекла, резины, кевлара и высокотемпературной смолы. Такие колодки дают мягкое торможение, они тише в эксплуатации, но при этом относительно быстро стираются и выделяют много пыли, которая загрязняет тормозные диски.
  3. Низкометаллические . Фрикционная смесь аналогична органической, но с включением 10-30% меди или стали, что улучшает тормозные свойства. Такие колодки шумнее органических, и выделяют больше тормозной пыли.
  4. Керамические . Фрикционная смесь таких колодок включает в себя наполнители цветных металлов и керамические волокна. Это самые современные и дорогие колодки. Плюсы данных колодок: увеличенный срок эксплуатации, тишина работы и меньшее влияние на износ дисков/барабанов. Минусом таких колодок является их высокая цена.